Как юристу найти клиентов?
Юридическая профессия с начала 90-х годов 20 столетия является одной из наиболее популярных и востребованных профессий. Спрос на грамотных специалистов всегда был высок, но с началом настоящего века он возрос и продолжает расти. В настоящее время конкурентная борьба за клиентов между юристами обострилась до предела.
Даже юристы с богатым практическим опытом вынуждены прикладывать максимум усилий, чтобы заполучить новых клиентов и сохранить старых. Но сложнее всего наработать клиентскую базу, конечно, выпускникам юридических вузов. Как же в современных условиях переизбытка юристов найти клиентов?
Во-первых, любому юристу необходимо определить отрасль права, которая будет для него «основной», в которой он преимущественно будет специализироваться. В настоящее время еще довольно часто можно встретить так называемых «юристов широкого профиля», но постепенно люди (клиенты) начинают осознавать, что такие юристы (занимающиеся всем подряд) не могут быть настоящими специалистами своей профессии, и в ближайшее время их время уйдет. Только специализируясь в одной конкретной отрасли права (или нескольких, но смежных отраслях), юрист сможет разобраться в обилии постоянно меняющихся норм, особенностях их толкования и применения, постоянно поддерживать свои знания в актуальном состоянии.
Во-вторых, необходимо выявить места, в которых можно найти потенциальных клиентов. Например, вполне возможно заполучить клиентов (причем постоянных) при совместной работе (сотрудничестве) с агентством недвижимости, бухгалтерской или аудиторской фирмой, кадровым агентством. В такие фирмы каждый день обращаются люди, нуждающиеся не только в бухгалтерских услугах, в услугах по купле-продаже или аренде недвижимости, услугах по поиску персонала, но и очень часто в квалифицированной юридической помощи. Так, к примеру, в кадровые агентства довольно часто обращаются люди в поисках юристов для выполнения разовой юридической работы (для представления интересов в суде, подготовки проектов договоров и пр.).
Кроме того, существуют множество небольших фирм, не имеющих в штате юриста, но нуждающихся в квалифицированном юридическом обслуживании. Как правило, объем работы в таких фирмах небольшой (обычно 5-50 часов в месяц), но взяв на обслуживание несколько фирм вполне можно ежемесячно получать приличный доход.
Юристы, специализирующиеся в земельном праве или на операциях с недвижимостью, могут найти своих клиентов в БТИ, в регистрационной или кадастровой палате. Можно завести полезные знакомства с работниками этих организаций, которые будут направлять клиентов к конкретному юристу.
Не стоит забывать, что огромное количество потенциальных клиентов можно найти непосредственно в судах. «Случайно» услышав разговор людей, нуждающихся в юридической помощи, можно предложить им свою помощь. Естественно, что данный способ поиска и привлечения клиентов в первую очередь применим для молодых юристов, поскольку в среде опытных специалистов он считается непрестижным.
Способом привлечения клиентов, практически всегда дающим результат, является приобретение или аренда офиса в непосредственной близости со зданием суда (или в самом здании). Очень часто квартиры на первых этажах домов, находящихся рядом с судом, заняты юридическими фирмами, адвокатскими конторами, частнопрактикующими юристами.
Реклама – еще один способ поиска клиентуры. Расходы на рекламу могут быть довольно высоки, поэтому необходимо использовать ее грамотно. К примеру, можно предложить свои услуги местной периодической газете и вести в ней юридическую колонку. Скорее всего, редакция газеты не будет брать с автора деньги, но результат при такой «скрытой» рекламе часто бывает лучше, чем при публикации обычных объявлений.
Интернет - также источник клиентов для юриста. В Интернете можно, сидя дома, оказывать юридические услуги (даже клиентам из других городов и регионов). Можно создать свой юридический сайт или блог (недостатком является высокий размер расходов за разработку сайта и его продвижение, а также необходимость постоянного наполнения сайта (блога) актуальной и интересной информацией).
Кроме того, в Интернете в последнее время появились специализированные юридические порталы, целью которых является нахождение юристами клиентов и наоборот.
С учетом множества существующих способов привлечения клиентов, каждый юрист должен сам выбирать подходящие именно ему способы. Главное – не отчаиваться в поисках и помнить, что спрос на качественные юридические услуги весьма высок, поэтому юрист, добросовестно относящийся к своей работе, всегда будет при клиентах и сможет обеспечить себе достойный уровень доходов.